Корпоративная сеть передачи данных Пенсионного фонда РФ

АМТ-ГРУП провела модернизацию внутриведомственной сети передачи данных (КСПД) Пенсионного фонда России. В ходе проекта полностью перестроена архитектура сети для обеспечения устойчивой бесперебойной работы автоматизированной информационной системы ПФР во всех территориальных органах фонда, численность которых превышает 2 400.

«Наиболее значимый для нас результат выполненных работ – переход от сложной многоуровневой структуры КСПД к современному состоянию, которое позволяет нам полностью и централизованно контролировать и управлять своими сетевыми ресурсами. Пользователи информационных систем ПФР получили гибкий и надежный инструмент для реализации самых сложных и ресурсоемких задач», – отмечает Рубен Энфиаджян, Начальник Департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР.

О ЗАКАЗЧИКЕ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
В структуре Пенсионного фонда – 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.

Корпоративная сеть передачи данных объединяет и обеспечивает информационное взаимодействие всех вышеперечисленных структурных подразделений Пенсионного фонда, а также имеющихся в большинстве регионов мобильных пунктов (МПУ). Помимо этого КСПД является основой для функционирования автоматизированной информационной системы ПФР в составе которой несколько десятков приложений, поддерживаемых централизованно, и несколько сотен приложений, разработанных на региональном уровне ПФР.
Цели и задачи проекта

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

В настоящее время Пенсионный фонд ведет внедрение модернизированной автоматизированной информационной системы АИС ПФР-2, которая состоит из 25 функциональных, инфраструктурных и обеспечивающих подсистем. Концепция работы новой системы и заложенная в ней функциональность предъявляют повышенные требования к надежности, производительности, масштабируемости, мультисервисности и управляемости корпоративной сети передачи данных. Для обеспечения готовности ИТ-инфраструктуры к внедрению АИС ПФР-2 было принято решение о проведении модернизации КСПД ПФР.

До проведения модернизации КСПД ПФР имела иерархическую структуру и состояла из магистрального и региональных сегментов.

Магистральный сегмент обеспечивал взаимодействие Исполнительной дирекции (ИД) и 84 Отделений ПФР. Управление магистральным сегментом КСПД осуществлялось специалистами ИД.

Региональные сегменты КСПД ранее были построены по схеме «звезда» с центром в ОПФР и обеспечивали взаимодействие подразделений ПФР, расположенных в одном регионе. Управление региональными сегментами КСПД осуществлялось из соответствующих ОПФР. Для обеспечения межрегионального взаимодействия использовались ресурсы как региональных, так и магистрального сегментов КСПД. Услуги связи для региональных сегментов КСПД предоставляли более 40 различных, в основном, региональных операторов связи по отдельным контрактам, при этом, в большинстве случаев, подключение подразделений ПФР к региональному сегменту осуществлялось без резервирования.

РЕШЕНИЕ

Логика работы АИС ПФР нового поколения предполагает обмен трафиком между различными подсистемами ПФР районного, регионального и федерального уровня. Было принято решение использовать гибридную топологию, получившую название «плоская сеть». В результате выполненных работ организовано взаимодействие подразделений напрямую «каждый с каждым».

Работы по модернизации КСПД ПФР были проведены в несколько последовательных этапов.

На первом этапе было проведено обследование и анализ текущего состояния КСПД.

На втором этапе была разработана технология перехода, определяющая и детализирующая перечень мероприятий, выполняемых при переходе на «плоскую сеть», как на каждом из узлов КСПД, так и каждым из операторов связи. Разработанные на этом этапе календарные планы, а также детальные планы организационных и технических мероприятий, обеспечили непрерывность и бесперебойного функционирования КСПД, программных и программно-технических комплексов АИС ПФР, а также других прикладных систем и предоставляемых внешних сервисов: портал государственных услуг; взаимодействие с внешними организациями (в том числе посредством СМЭВ, МЭДО и др.) при проведении работ по модернизации КСПД ПФР на последующих этапах.

На третьем этапе было выполнено проектирование модернизированной КСПД ПФР, а также реализован переход на «плоскую сеть» в пилотных регионах – подразделениях ПФР, расположенных в Калужской и Омской областях.

На четвертом этапе были выполнены работы по последовательному переходу на «плоскую сеть» остальных регионов в соответствии с разработанной технологией перехода и утвержденными проектными решениями, а также проведена опытная эксплуатация модернизированной КСПД ПФР.

Для обеспечения резервирования, увеличения пропускной способности и балансировки нагрузки в модернизированной КСПД при подключении всех подразделений ПФР используются мощности двух операторов связи: Ростелекома и Мегафона. В штатном режиме работы сети ПФР Ростелеком обеспечивает функционирование АИС ПФР и других прикладных информационных систем, пропуск интернет-трафика и ведомственной электронной почты. Сетевой сегмент, обслуживаемый Мегафоном, используется для организации сеансов видеоконференцсвязи и сервисов ведомственной телефонной сети. Услуги связи оказываются с поддержкой SLA.

В модернизированной КСПД ПФР используется протокол динамической маршрутизации BGP. Для всех узлов модернизированной КСПД ПФР унифицировано их подключение к операторам связи в соответствии с определёнными профилями, зависящими от типа (важности) узла КСПД. Исключена необходимость использования ОПФР в качестве транзитных узлов при взаимодействии между УПФР и другими узлами КСПД.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Сформирована комплексная ИТ-инфраструктура, необходимая для обеспечения максимальной эффективности работы создаваемой АИС ПФР-2.
Суммарная пропускная способность каналов связи с учетом резервной сети повысилась в 4,6 раза с 5,9 Гб/с до 27,3 Гб/с без увеличения бюджета. При этом удельная стоимость услуг связи снизилась в 4,2 раза, а удельное количество отказов — более, чем в 10 раз.

Существенно повысилась доступность сервисов ПФР за счет организации резервной сети связи с автоматическим переключением. Например, удельное количество отказов централизованных прикладных сервисов снизилось более чем в 10 раз.

За счет реализации топологии «каждый с каждым» повышена отказоустойчивость и эффективность использования каналов связи КСПД ПФР. Повысилась оперативность и эффективность технической поддержки КСПД за счет унификации технических решений, возможности централизованного мониторинга и управления корпоративной сетью, а также организации централизованного технического обслуживания КСПД.