Построение системы связи и оперативной обработки информации московского метрополитена

При содействии АМТ-Груп в московском метрополитене был создан ситуационный центр, позволяющий производить мониторинг деятельности транспортного предприятия и координировать работу всех его служб в экстренных ситуациях.

Московский метрополитен – основа транспортной системы столицы. Закономерно, что любая чрезвычайная ситуация в метрополитене имеет особенное значение, поскольку в нее может быть вовлечено большое количество людей. Поэтому быстрое обнаружение экстренной ситуации и принятие мер по ее разрешению является одной из приоритетных задач метрополитена. Компания АМТ-Груп оснастила московский метрополитен системами связи и оперативной обработки информации, поступающей в ситуационный центр метрополитена.

О ЗАКАЗЧИКЕ

Московский метрополитен открыт 15 мая 1935 года. На сегодняшний день доля московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 57%.

В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются около 7,27 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Это наивысший показатель среди метрополитенов мира. Больше половины станций метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров.

Ежедневно по 12 линиям метрополитена, общей протяженностью 282,5 километров со 173 станциями пропускается почти 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает почти 4,5 тысячи вагонов, из которых формируется более пятисот составов.

По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире. Он входит в первую тройку метрополитенов мира практически по всем другим показателям.

Высокая регулярность движения и надежность работы столичного метрополитена достигается благодаря работе более чем 35-ти тысячного коллектива, а также применению современных технологий и новой техники, которые внедряются, в том числе, и с использованием передового международного опыта крупнейших транспортных компаний мира. Этому способствует активная работа метрополитена в таких международных транспортных организациях, как Международный союз общественного транспорта (МСОТ), объединяющего 2000 компаний – транспортных операторов из 80 стран мира, клуб крупнейших метрополитенов мира (КоМЕТ), а также ассоциации «Метро», объединяющей метрополитены России и СНГ.

ИСТОРИЯ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

С момента основания метрополитена существовала должность дежурного по метрополитену. Связь между Управлением метрополитена и всеми станциями осуществлялась с помощью телефонной проводной связи. Затем станции были оснащены камерами видеонаблюдения, изображение с которых передавалось на мониторы дежурного по станции. В случае чрезвычайной ситуации руководство метрополитена получало оперативную информацию о текущих событиях со слов дежурного.

В 1998-99 годах компания АМТ-Груп оснастила Московский метрополитен мультисервисной сетью, которая в дальнейшем стала базой для построения других ИТ-сервисов.

В 2004-2005 годах в целях повышения безопасности пассажиров при содействии АМТ-Груп в московском метрополитене был создан ситуационный центр, позволяющий производить мониторинг деятельности транспортного предприятия и координировать работу всех его служб в экстренных ситуациях. Одной из задач проекта стало обеспечение аудиовизуальной связи между станциями метрополитена и ситуационным центром.

ПОИСК РЕШЕНИЯ

Анализ рыночных предложений показал, что готовых решений, адекватных потребностям московского метрополитена, не существует. Системы интерактивного общения с пассажирами на европейских транспортных предприятиях были оснащены только аудиосвязью. Системы видеонаблюдения, обладающие высоким разрешением, не были интегрированы с системами интерактивного общения с пассажирами. Большинство аналогичных по назначению систем имеет лишь аудиосвязь, а визуальный контакт с операторами ситуационных центров транспортных предприятий ими не обеспечивается. Специалистам АМТ-ГРУП предстояло соединить в своем решении различные технологии.

РЕШЕНИЕ

В основу комплексной системы обеспечения безопасности была положена концепция контакт-центра со специализированными функциями.
Созданный программно-аппаратный комплекс позволяет операторам ситуационного центра устанавливать двустороннюю аудио-связь со станциями метрополитена, контролировать обстановку с помощью системы видеонаблюдения, организовывать видеоконференцсвязь со службами метрополитена и других ведомств.

В качестве устройства экстренной связи используются колонны компании Neumann, адаптированные к требованиям московского метрополитена. «Известно, что до 90% информации человек получает с помощью зрения. Поэтому было принято решение оснастить колонны камерами видеонаблюдения. Камеры дают операторам возможность визуально оценивать обстановку и быстрее понимать собеседника», – рассказывает Анатолий Парфенович Парфенков, начальник Ситуационного центра метрополитена, – «Кроме того, они позволяют отличать неизбежные ложные вызовы». Сейчас на всех линиях метрополитена установлено более 400 колонн.

Параллельно была модернизирована система видеонаблюдения: 2500 камер, установленных на станциях метрополитена и монорельсовой дороги, были интегрированы с мультисервисной сетью. Это позволило передавать изображение с камер в ситуационный центр, на мониторы операторов и на панели видеостены.

Технологические особенности подключения колонн к мультисервисной сети определили особенности среды, в которой эксплуатируются колонны. Движущиеся поезда создают постоянные электромагнитные помехи, поэтому традиционная телефония работала бы нестабильно. Наиболее эффективным решением транспортной среды мультисервисной сети стал единственный оптоволоконный кабель, по которому осуществляется передача голоса и видео по IP. Кроме того, это позволило снизить затраты на обслуживание коммуникаций.

На перронах и в вестибюлях каждой станции московского метрополитена смонтировано от одной до трех колонн, оснащенных видеокамерами, и около трех десятков камер видеонаблюдения, расположенных в пассажирской зоне станции. С помощью колонн пассажиры сообщают о нарушении правопорядка, получают справочную информацию или высказывают свои пожелания по работе метрополитена. После того, как вызов принят, на мониторе оператора ситуационного центра появляется изображение с колонны, с которой поступил вызов. Оператор видит лицо человека, который к нему обращается и часть вестибюля за его спиной. Кроме того, автоматически на мониторе появляется схема станции – графический план с указанием расположения камер системы видеонаблюдения и углами их обзора. Используя все камеры, расположенные на данной станции, оператор может составить полное представление о разворачивающихся событиях, получая изображение с разных точек. Кроме того, обеспечена возможность автоматического выбора наиболее репрезентативных камер. Изображение с колонны может быть выведено не только на монитор оператора, но и на общую панель видеостены.

Идентифицировав проблему, оператор в случае необходимости привлекает к ее решению других сотрудников метрополитена: службу безопасности, ремонтные службы, руководство. Может быть организована видеоконференция между различными службами метрополитена и других ведомств.

Все вызовы с красной части колонны поступают в ситуационный центр метрополитена, с синей части колонны – в справочную службу метрополитена. Вызов также может быть перенаправлен в ситуационный центр УВД московского метрогполитена. В экстренной ситуации оператор ситуационного центра метрополитена может организовать конференцию с ситуационным центром УВД Московского метрополитена и другими службами метрополитена.

«Сегодня с красной части колонн в ситуационный центр поступает около 20 обращений в день, с синей части – более 1 000 вызовов. Вызовы с красной части колонн в основном содержат просьбы об оказании медицинской помощи и вызове работников милиции, информацию о бесхозных вещах», – поясняет Анатолий Парфенович Парфенков.

Все вызовы с колонн журналируются: система производит запись аудио- и видеоинформации. Изображения со всех видеокамер, установленных в вагонах, в помещениях метрополитена и на зданиях станций также автоматически записываются. К этим записям нередко обращаются сотрудники милиции. Если происшествие, зафиксированное камерами, в дальнейшем потребует расследования органами милиции, записи вызова с колонны или изображения с видеокамеры могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Комплекс находится на технической поддержке АМТ-Груп. В распоряжении АМТ-Груп имеется макет, воспроизводящий систему – со всем набором серверов, который есть у заказчика, набором систем IP-телефонии, систем контакт-центра и колонной. На этом комплексе воспроизводятся сложные технические ситуации, а также проводится апробация новых версий ПО, подключения новых устройств. Кроме того, на первой линии службы технической поддержки воссоздано операторское рабочее место.

Пристальное внимание уделяется защите от внешних воздействий. Для системы обеспечена антивирусная защита, защита от внешних атак, от вредоносного кода.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПРОЕКТА

В московском метрополитене выполняется проект по созданию системы видеонаблюдения в вагонах поездов. Сейчас камерами полностью оборудованы все вагоны поездов кольцевой линии, каждый вагон оснащен 2-4 камерами, в ближайшем будущем камеры будут установлены в поездах Сокольнической линии.

Также создана система определения положения поездов на линиях, с графическим изображением их на схемах линий. Движение поездов по кольцевой линии уже можно наблюдать в ситуационном центре.