АМТ-ГРУП реализовала проект по созданию ведомственной транспортной сети (ВТС) Федерального казначейства Российской Федерации. Сеть объединила более 2200 объектов территориальных органов ведомства на всей территории РФ и стала основой для функционирования автоматизированной системы Федерального казначейства.
АМТ-ГРУП реализовала проект по созданию ведомственной транспортной сети (ВТС) Федерального казначейства Российской Федерации. Сеть объединила более 2200 объектов территориальных органов ведомства на всей территории РФ и стала основой для функционирования автоматизированной системы Федерального казначейства, обеспечивающей централизованную обработку информации, оперативное формирование отчетности, а также электронный документооборот с формированием истории всех операций. На базе сети развернута корпоративная сеть цифровой телефонии, а также система видео-конференц-связи. Партнером проекта стал национальный оператор «РТКомм.РУ».
О ЗАКАЗЧИКЕ
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями
Организационно органы Федерального казначейства подразделяются на три основных уровня и включают:
— Центральный аппарат Федерального казначейства (ЦА), расположенный в г. Москве;
— Управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации, расположенные в административных центрах субъектов Российской Федерации;
— Отделения Федерального казначейства (ОФК), расположенные в городах и других населенных пунктах на всей территории Российской Федерации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Процесс развития казначейской системы остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы. В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется проект «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», направленный на повышение качества управления государственными финансами, а также создание современных систем управления бюджетными ресурсами. Одним из основных направлений проекта стало создание ведомственной транспортной сети (ВТС) Федерального казначейства, предназначенной для информационного обслуживания непрерывных технологических процессов функционирования создаваемой автоматизированной системы Федерального казначейства.
Основной задачей создания ведомственной транспортной сети является обеспечение надежной передачи данных и голосовой связи с контролируемым качеством между объектами Федерального казначейства.
Перед специалистами АМТ-ГРУП была поставлена задача формирования принципов построения и развертывания ВТС, обеспечивающих в дальнейшем её оперативное преобразование в соответствии с изменениями структуры Федерального казначейства, в том числе и при реорганизации территориальных органов. ВТС должна была обеспечить обслуживание автоматизированной системы и передачу больших объемов данных с поддержкой приоритезации и качества обслуживания. Необходимо было создать унифицированные интерфейсы для подключения современного оборудования передачи данных (для доступа к вычислительным сетям ЦА, УФК, ОФК, центральным и локальным базам данных) и телефонной связи территориальных органов Казначейства России.
В рамках проекта также стояла задача создания подсистемы голосовой связи и формирования единой ведомственной системы телефонной связи с общим планом нумерации.
Помимо этого было запланировано внедрение системы управления техническими средствами, входящими в ВТС, позволяющей эффективно и оперативно управлять доступом к элементам ВТС, их взаимной доступностью, скоростью обмена информацией с территориальными органами, а также своевременно обнаруживать и устранять нарушения работы технических устройств ВТС.
РЕШЕНИЕ
В качестве транспортной технологии для создания ВТС было принято решение использовать технологию MPLS VPN. Данная организация взаимодействия объектов ВТС имеет такие преимущества как возможность использования собственного независимого адресного пространства; обеспечение высоких показателей безопасности передаваемого трафика; возможность организации передачи IP-трафика между узлами ВТС, контроль и управления узкими местами в сети.
При разработке ВТС специалистами АМТ-ГРУП были учтены следующие факторы:
— структура и территориальное распределение органов Федерального казначейства;
— существующая взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации;
— географические особенности территорий Российской Федерации, на которых расположены подключаемые к ВТС объекты Федерального казначейства;
— необходимость обеспечения возможности подключения к ВТС прочих главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
— прочие особенности, имеющие существенное значение для проектирования и создания ВТС.
Основным оператором связи ВТС стала компания «РТКомм.РУ», входящая в группу компаний «Ростелеком». Построенная на основе технологии MPLS сеть РТКомм располагает гибкими механизмами управления качеством предоставляемого сервиса (QoS) и разделения различных видов трафика по классам обслуживания (CoS). Эти механизмы позволяют обеспечить гарантированное качество работы всех необходимых приложений и сервисов, включая прикладное ПО, голосовой трафик и организацию видеоконференций. Для создания защищенной территориально-распределенной сети Федерального казначейства в качестве оптимального было выбрано решение IP VPN. Логическая топология ВТС является полносвязной (FullMesh) – обеспечена возможность передачи IP пакетов между двумя любыми подключаемыми узлами сети.
Архитектура ВТС является трехуровневой в соответствии с административным устройством Федерального казначейства. К верхнему уровню ВТС относится объект: Центрального аппарата (ЦА), на втором и третьем уровнях располагаются соответственно объекты Управлений и подчиненных им Отделений Федерального казначейства. При построении сети организованы иерархические информационные потоки между Центральным аппаратом Федерального казначейства и Управлениями Федерального казначейства, а также Управлениями Федерального казначейства и Отделениями Федерального казначейства.
На объекте ЦА расположены основные серверы информационных систем Федерального казначейства, посредством ВТС к ним обеспечивается сетевой доступ территориальных органов ведомства. В состав узла сети ЦА также входят основные устройства организации единой ведомственной подсистемы голосовой связи. Все основные подсистемы ЦА (передачи данных, передачи голосовой информации, бесперебойного электропитания) полностью дублированы. Таким образом, исключены единые точки отказа, что позволяет обеспечить надежную связь и доступность серверов прикладного программного обеспечения.
Каналы связи Центрального аппарата зарезервированы и подключены к MPLS VPN в географически разнесенных точках. На остальных объектах в оборудовании ВТС предусмотрены интерфейсы для организации резервных каналов связи – в случае возникновения проблем на основном канале связи автоматически устанавливается соединение с вышестоящим объектом. Соответственно, для Отделения Федерального казначейства вышестоящим объектом является Управление, а для Управления – Центральный аппарат.
На базе ВТС также создана подсистема голосовой связи на основе протокола H.323, ставшая основой ведомственной телефонии с единым планом нумерации. Архитектура подсистемы голосовой связи ВТС основывается на иерархическом принципе, что делает ее гибкой и масштабируемой.
Система управления и мониторинга ВТС состоит из четырех центров: основного (ЦУПС), резервного (РЦУПС) и двух региональных в Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах. Резервный центр управления идентичен по функциональности основному, что позволяет осуществлять постоянный мониторинг и бесперебойное управление оборудованием всех узлов ВТС в случае возникновения нештатных ситуаций, результатом которых может стать невозможность использования системы управления ЦУПС. Региональные центры управления управляют каждый «своей» географической частью узлов ВТС. Таким образом, каждый объект ВТС может управляться одним из трех центров: ЦУПС, РЦУПС и региональным ЦУ.
Каждый объект ВТС подключается к четырем системам, двум внешним: к оператору связи для включения в VPN и к городской телефонной сети для организации резервных каналов, а также двум внутренним системам: локальной вычислительной сети объекта и системе телефонии.
На каждом объекте ВТС используются мультисервисные маршрутизаторы производства компании Cisco. Эти маршрутизаторы, помимо задач маршрутизации и передачи данных, выполняют функцию голосовых шлюзов и оборудованы модулями с голосовыми аналоговыми и цифровыми интерфейсами, в зависимости от местных условий подключения. Голосовые шлюз используются для подключения телефонных аппаратов и/или факс-аппаратов в УФК, а также выполняют роль интерфейса между УАТС УФК/ОФК и подсистемой голосовой связи ВТС.
Каналы связи ВТС используются также для работы системы видеоконференцсвязи. В рамках пилотного проекта современными средствами коммуникаций были обеспечены Центральный аппарат и все 83 территориальных Управления Федерального казначейства. Созданная система ВКС предназначена как для проведения внутренних совещаний, так и участия руководства и специалистов Федерального казначейства в видеоконференциях с другими государственными структурами, и позволяет одновременно транслировать видеоизображение выступающего и презентационные материалы. Система построена с использованием новейших моделей оборудования компаний Polycom и Tandberg.
РЕАЛИЗАЦИЯ
При реализации проекта была поставлена задача максимального учета местных условий на объектах Федерального казначейства. Для решения этой задачи были проведены обследования каждого объекта, по результатам которых была выпущена и согласована по-объектная проектная документация, определяющая конкретный состав оборудования, места размещения, схемы подключения и т.п.
Реализация проекта проводилась в несколько этапов. В рамках пилотного этапа были спроектированы и построены центральный узел ВТС в центральном аппарате, а также узлы ВТС на всех объектах территориальных органов Федерального казначейства в пилотных регионах (Ульяновской, Самарской и Саратовской областях), создан Центр управления пакетной сетью (ЦУПС). После успешного проведения тестовой эксплуатации и внесения соответствующих корректив в разработанные технологические решения было проведено полномасштабное развертывание ВТС.
Подключение объектов производилось, в основном, с помощью наземных каналов связи. В обоснованных случаях, в удаленных районах, было предложено использовать спутниковые каналы связи для организации подключения объектов Федерального казначейства. В каждом из удаленных регионов, которые не имеют надежной наземной цифровой связи с ядром MPLS VPN, развернута отдельная региональная спутниковая сеть доступа (РССД).
В процессе создания ВТС был задействован широкий круг партнеров АМТ-ГРУП на местах, на этапе массового тиражирования достигались темпы по доставке оборудования, установке, подключению к ВТС и приемки-сдачи в эксплуатацию до 100-150 объектов в месяц. Данные работы проходили одновременно на территории нескольких субъектов РФ.
Для достижения этих высоких темпов, в собственном испытательном центре АМТ-ГРУП были развернуты макеты различных конфигураций оборудования, организован инструктаж инженерных кадров партнеров для ускорения и улучшения контроля по времени установки и пуско-наладки оборудования. Кроме того, всё оборудование перед отправкой на объекты проходило полный входной контроль, предварительную комплектацию, конфигурирование и маркировку для ускорения монтажа и пуско-наладки на местах.
В процессе развертывания ВТС особое внимание было уделено формированию необходимых компетенций у инженерно-технического персонала. Более чем 160 ИТ-специалистов территориальных органов Федерального казначейства прошли подготовку по специализированным программам повышения квалификации в объеме 80 часов по основам технологий передачи данных и эксплуатации сетевого оборудования. Обучение осуществлялось в Учебном центре Сиско Системс, являющимся совместным образовательным предприятием АМТ-ГРУП и компании Cisco и Московского технического университета связи. Кроме того, для ИТ-сотрудников территориальных органов, подключение которых к ВТС производилось с помощью спутниковых каналов связи, силами ОАО «РТКомм.РУ» проведено обучение по использованию применяющихся в проекте спутниковых технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА
Создание ведомственной транспортной сети стало важнейшим этапом проекта модернизации казначейской системы России. Ведомственная транспортная сеть обеспечила высоконадежную и безопасную связь между органами Федерального казначейства всех уровней.
Центры управления сетью позволяют контролировать выполнение параметров качества обслуживания, обеспечивают постоянный мониторинг работоспособности оборудования и сети и позволяют минимизировать время восстановления работоспособности сети после возможных сбоев.
Одновременная передача больших объемов данных и качественная работа голосовой связи обеспечивается поддержкой механизмов качества обслуживания на оборудовании объектов ВТС и на сети основного оператора связи ВТС.
В рамках проекта были сформированы принципы построения и масштабирования ВТС, обеспечивающие её оперативное преобразование в соответствии с изменениями структуры Федерального казначейства, в том числе при реорганизации территориальных органов.
Благодаря организации предварительного конфигурирования оборудования и поточного контроля стало возможным массовое параллельное внедрение на множестве географически распределенных объектов. Важную роль в успехе проекта сыграла также сеть региональных партнеров компании на всей территории России.
На современной базе ВТС могут развертываться новые сетевые услуги, такие как передача видео в режиме реального времени (видеоконференцсвязь) или системы селекторной аудиоконференцсвязи.
Для АМТ-ГРУП данный проект стал еще одной возможностью применения и расширения профессионального опыта в реализации и эффективном управлении проектами подобного масштаба.